Для общественного обсуждения опубликован разработанный Минтрансом проект федерального закона об учёте и контроле средств индивидуальной мобильности (СИМ), который должен повысить безопасность дорожного движения и дисциплину водителей.
СИМ – это электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и т.п. транспортные средства.
Как сказано в пояснительной записке, по характеру перемещения, скоростных и габаритных характеристик мопедов, электровелосипедов и СИМ их можно объединить под общим названием «средство микромобильности».
Напомним, с 1 марта 2023 года в правила дорожного движения (ПДД) введены нормы в отношении СИМ. Вместе с тем, отмечают авторы законопроекта, в настоящее время в Федеральном законе от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации …» отсутствуют положения о необходимости созданий условий для движения СИМ, в том числе о развитии инфраструктуры для велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ (пример – велодорожки, которых в России построено только около 5 тысяч км).
Действующие правила для лиц, использующих для передвижения СИМ:
Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в 443-ФЗ (об организации дорожного движения в Российской Федерации), которые потребуют от органов и организаций, уполномоченных в области организации дорожного движения, при разработке документации организации дорожного движения прорабатывать необходимость развития инфраструктуры для велосипедов и «средств микромобильности».
Также предлагается создать государственный реестр «средств микромобильности», оператором которого станет подведомственная организация Минтранса ФБУ «Росавтотранс». При включении в реестр «средство микромобильности» будет получать учётный номер, а также учётный знак и метку, «которые …позволят идентифицировать средства микромобильности дистанционным способом» (шедевр канцелярита; вы, уважаемые читатели, идентифицируете буквы в этом тексте дистанционным способом, по версии Минтранса – ред.).
Владельцы «средств микромобильности» должны будут подавать заявление о внесении сведений в реестр на едином портале госуслуг (ЕПГУ).
Параллельно предлагается дать субъектам РФ право создать региональную информационную систему средств микромобильности (РИССМ). Владельцы «средств микромобильности» перед началом движения должны будут авторизоваться в РИССМ (через ЕПГУ) с помощью специального мобильного приложения, предлагает Минтранс – для идентификации микромобильного ездока. Во время поездки «водители» будут обязаны передавать в РИССМ информацию о передвижении «посредством использования программного обеспечения мобильных устройств сотовой связи и (или) программно-аппаратного комплекса, установленного на средстве микромобильности». Пользователи сервисов проката «средств микромобильности» системы также должны быть авторизированы в РИССМ.
Региональные информационные системы должны обеспечивать сбор, обработку и хранение сведений и данных об авторизации и движении «средств микромобильности», а также обеспечивать автоматическую фиксацию нарушений правил дорожного движения лицами, использующими для передвижения СМ.
Оператор РИССМ будет обязан:
Оператор РИССМ может вводить плату за пользование транспортной инфраструктурой, чтобы впоследствии использовать полученные средства для её создания.
Для соблюдения новых требований предусматривается организация регионального контроля (надзора) в сфере использования «средств микромобильности».
Все эти нововведения требуют внесения изменений в федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», также представленных в законопроекте, отмечают в Минтрансе.
Предлагается, в частности:
Начиная с 2020 года общее количество СИМ выросло в пять раз, количество поездок с использованием СИМ, предоставляемых в краткосрочную аренду, выросло в 12 раз.
На начало 2024 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 332 тысяч, продано в розницу с 2020 по 2024 год – 640 тысяч. Таким образом, общее количество эксплуатируемых СИМ – более 950 тысяч (без учёта приобретенных до 2019 года).