Регистрация Восстановление пароля
Cover Image

ЦБ опубликовал проект «улучшения финансового самочувствия населения»

  
 9 Октябрь 2024    Новости

Основной фокус внимания Центробанка смещается на создание условий для предложения рынком потребителю качественных финансовых продуктов и услуг, содействие осознанному выбору потребителя и его «положительному финансовому самочувствию» как результату улучшения «финансового самочувствия», следует из проекта «Основных направлений повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025–2027 годов», опубликованного для общественного обсуждения во вторник.

Финансовое самочувствие (financial wellbeing) – способность человека выполнять свои текущие и будущие финансовые обязательства, чувствовать уверенность в своём финансовом будущем и иметь возможность принимать финансовые решения, повышающие качество его жизни, поясняет ЦБ. Впервые регулятор провёл замер финансового самочувствия россиян в 2021 году. С тех пор результат измерений немного вырос, но по-прежнему характеризуется как средний.

ЦБ опубликовал проект «улучшения финансового самочувствия населения»
Уровень финансового самочувствия в России.

Как говорится в документе, развитие финансового рынка, повышение его цифровизации и реализация предпринятых ЦБ мер вывели доступность финансовых услуг в России на достаточно высокий уровень. Теперь на первый план выходят вопросы полезности финансовых услуг – действительно ли финансовые инструменты, которыми пользуются люди, удовлетворяют их потребности и способствуют улучшению финансового самочувствия.

Этих целей планируется достичь с помощью внедрения принципов управления продуктом (product governance) на финансовом рынке.

ЦБ опубликовал проект «улучшения финансового самочувствия населения»
Управление продуктом.

Регулятор продолжит развивать дистанционные сервисы, чтобы у всех жителей страны был равный доступ к финансовым продуктам и услугам.

Для потребителей, которые в силу разных причин не могут или не готовы получать услуги онлайн, необходимо сохранить офисы финансовых организаций на отдалённых и малонаселённых территориях и расширить облегчённые форматы обслуживания: сервис «Наличные на кассе», мобильные офисы, получение финансовых услуг на почте. Содействие сохранению и развитию сети «Почты России» выделено в отдельный пункт. В частности, ЦБ рассматривает возможность признания «Почты» критически важной инфраструктурой для оказания населению финансовых услуг.

Цифровизация финансовой доступности в интересах населения и бизнеса

Основные задачи и мероприятия на период 2025–2027 годов

1. Содействие цифровизации:

  • развитие продуктов и сервисов на базе передовых российских платежных технологий;
  • реализация инфраструктурных проектов: цифровой рубль;
  • развитие различных способов удаленной идентификации;
  • развитие цифрового профиля;
  • развитие открытых API;
  • развитие цифровых решений в страховании.

2. Мониторинг групп населения и бизнеса, которые могут находиться в зоне риска цифрового неравенства.

3. Выявление практик применения искусственного интеллекта, образующих риски с точки зрения обеспечения доступности и качества финансовых услуг.

Регулятор также считает важным формирование безопасной финансовой среды для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных групп населения, чтобы они могли воспользоваться услугами как в офисах, так и удалённо. Планируется содействие применений технологий искусственного интеллекта, полезных для этих групп населения.

Планируется развивать и поддерживать альтернативные банковскому кредитованию инструменты финансирования малого и среднего бизнеса – выход компаний на фондовый рынок, краудфинансирование. Cреди ключевых задач – совершенствование риск-ориентированного банковского регулирования кредитования субъектов МСП и развитие платёжных сервисов.

Для создания сбалансированных и благоприятных условий повышения финансовой доступности предусмотрено одновременное совершенствование защиты прав потребителей, повышение кибербезопасности и финансовой грамотности, выявление практик применения ИИ, несущих риски с точки зрения обеспечения доступности и качества финансовых услуг.

ЦБ опубликовал проект «улучшения финансового самочувствия населения»
Основные направления повышения доступности финуслуг.

Комментарии по проекту принимаются до 28 октября 2024 года включительно.