В Госдуму поступил законопроект, обязывающий компании, предоставляющие гражданам возможность регулярной автоматической оплаты доступа к онлайн-контенту, предупреждать подписчиков о моменте наступления платежа и давать им возможность отказаться от подписки.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, в пятой части случаев потребители не получают от компаний–владельцев сервисов соответствующих уведомлений. Компании ссылаются на отсутствие такой обязанности и взимают деньги за продление подписки, не уведомляя владельцев этих денег.
Из-за отсутствия уведомлений потребитель часто оказывается не в состоянии:
Кроме того, последнее время маркетплейсы позволяют себе списывать деньги с банковских счетов (и иных платёжных инструментов) несмотря на то, что покупатель удалил их из списка средств платежа, отмечается в пояснительной записке.
Законопроект предполагает, что продавец (исполнитель), который предоставляет потребителю услуги на основании абонентского договора за периодические платежи, обязан за сутки до очередного платежа направить уведомление о предстоящем списании. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию о том, как прекратить подписку, а также ссылку, по которой можно отказаться от подписки. В случае списания денежных средств без уведомления потребителя продавец (исполнитель) обязан будет их вернуть потребителю.
Для исключения злоупотреблений со стороны онлайн-продавцов, которые списывают деньги с банковских карт, ранее указанных в качестве платёжного средства, а затем удалённых, специально оговаривается, что продавец не может списать средства с карты потребителя, которая ранее была удалена с площадки до момента приобретения товара (работы, услуги).
Чтобы продавцы соблюдали свои обязанности, предлагается наделить Роскомнадзор полномочиями, необходимыми для контроля соблюдения закона. Регулятор должен будет разработать соответствующий подзаконный акт.